Заворот век у собак

Энтропион (энтропия) или заворот век у собак – патологическое состояние глазного века у животных (нижнего, верхнего или обоих), которое характеризуется неправильным его положением (заворачиванием внутрь). Данное заболевание является не косметическим дефектом, а серьезным недугом, требующим незамедлительного обращения к ветеринару-офтальмологу. В результате постоянного контакта слизистой с ресницами и шерстью животного травмируется роговица глаза, что приводит к ухудшению зрения у собаки, вплоть до полной слепоты. Создавая хроническое механическое раздражение роговицы, данная патология всегда приводит к кератиту, кератоконъюнктивиту и в конечном итоге к язве роговицы.

Как правило, собаки страдают заворотом нижнего века намного чаще, чем верхнего. У многих пациентов встречается заворот обоих век, левого, правого или обоих глаз. Заворот век редко встречается у метисов и намного чаще встречается у таких пород как шар-пей, французский и английские бульдоги, мопс, пекинес, ши-тцу и др.

Встречается также патологический выворот века (врожденный или ятрогенный), но гораздо реже.

Симптомы

Как правило, энтропия проявляется у молодых собак (до 1 года), но бывают случаи патологии и в более зрелом возрасте. Основными симптомами прогрессирующего заболевания являются:

• повышенная слезоточивость;
  • светочувствительность;
  • гиперемия (покраснение глаз - склеры и конъюнктивы);
  • патологическая форма век, провисание кожи вокруг глаз;
  • блефароспазм (сжимание век, частое моргание);
  • потеря прозрачности роговицы на месте дефекта (появление «бельма»);.
  • глубокие раны, язвы и разрывы роговицы (в запущенных случаях).

У генетически предрасположенных пород собак повышенная слезоточивость наблюдается с самого юного возраста, в следствие чего первичные признаки заворота век не принимаются во внимание их хозяевами и заболевание диагностируется уже на более поздних стадиях.

Причины появления

Данная патология очень распространена среди многих пород собак и имеет свойство передаваться по наследству. Основными предрасполагающими к заболеванию факторами являются особенности строения головы и многочисленные кожные сгибы на морде. У некоторых пород собак, например, догов, сильно ослаблен связочный аппарат век, что приводит к растяжениям кожи и выступает причиной заворота кожной складки внутрь.

К причинам возникновения энтропии относится не только наследственная предрасположенность, но и приобретенные травмы глаза, воспалительные процессы, хронические инфекции и т.д. Нередко провоцирующим фактором является сильное истощение организма животного и ослабление жевательных мышц, гиперкератоз кожи на голове и др.

Лечение заворота век у собак

Энтропия или заворот век у собак диагностируется в процессе общего ветеринарного осмотра. Для снижения активности животного и во избежание его недовольства процедурой во время обследования в глаза закапывают анестезирующие капли.

На ранних стадиях лечение ограничивается антисептическими препаратами и гелями для снятия воспалительных процессов и общего облегчения состояния. Обычная тетрациклиновая мазь помогает избежать вторичного инфицирования и выступает в качестве профилактического средства.

К сожалению, большинство случаев энтропии выявляются уже на поздних стадиях, когда животному требуется не только медикаментозная терапия, но и более кардинальные меры – оперативное вмешательство. Данный метод позволяет полностью вылечить собаку от недуга и значительно улучшить качество его жизни, даже если роговица уже поражена (до начала дегенеративных процессов).

Наиболее простыми считаются операции у щенков не старше 6 месяцев. В этом возрасте связочный аппарат еще не успел достаточно огрубеть, поэтому операция ограничивается наложением поддерживающих швов, фиксирующих веки животного в правильном положении. У взрослых собак процедура оперативного вмешательства аналогична, но протекает гораздо сложнее. У животных имеющих патологию кожных складок лицевого отдела черепа требуется коррекция дополнительных участков (шар-пеи, мопсы). На всех этапах терапевтического и хирургического лечения требуется наблюдение за пациентом и ношение специального защитного воротника. Запущенные случаи энтропии, характеризующиеся необратимым поражением роговицы, могут завершиться более сложной операцией на роговице.